Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между символами (кернинг): Стандартный Средний Большой
Охрана земель — это деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, а также юридических и физических лиц, направленная на сохранение земли как ключевого элемента окружающей среды и природного ресурса.
Основные цели охраны земель включают:
предотвращение и устранение загрязнения, истощения, деградации, повреждения и уничтожения земель и почв;
минимизацию негативного воздействия на них.
Кроме того, важной задачей является рациональное использование земель, включая восстановление плодородия почв на сельскохозяйственных землях и улучшение их качества.
Собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы обязаны проводить мероприятия по:
сохранению сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями, кустарниками и сорными растениями, а также поддержанию агролесомелиоративных насаждений и достигнутого уровня мелиорации;
воспроизводству плодородия на сельскохозяйственных землях;
Защите земель от водной и ветровой эрозии, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения и загрязнения химическими веществами (включая радиоактивные) и отходами.
Загрязнение почвы приводит к изменению ее химического состава и ухудшению физического и биологического состояния, что негативно сказывается на структуре. Неправильная хозяйственная деятельность, неэффективная утилизация отходов и интенсивное промышленное производство могут вызвать серьезные проблемы для почвы.
За порчу земель предусмотрена как административная ответственность (статья 8.6 КоАП РФ), так и уголовная ответственность (статья 254 УК РФ).
Помощник Ростовского межрайонного
природоохранного прокурора
юрист 3 класса А.П. Ярошенко
Процесс выдачи разрешений на временные выбросы загрязняющих веществ регулируется правилами, установленными Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.05.2021 № 828 «Об утверждении Правил выдачи разрешений на временные выбросы» и Приказом Министерства природных ресурсов и экологии от 17.12.2018 № 667 «Об утверждении Правил выдачи разрешений на временные выбросы».
Цель разрешения: установление временно разрешенных выбросов для объектов II и III категорий, не имеющих комплексного экологического разрешения, в случае невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов.
Процесс подачи: заявители (ЮЛ и ИП) должны направить заявку в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования через единый портал государственных услуг.
Общий срок рассмотрения заявки не должен превышать 30 рабочих дней с момента подачи.
В случае выявления неполноты документов рассмотрение может быть приостановлено до 30 рабочих дней.
Нарушение установленных правил может привести к административной
(ст. 8.21, 8.30 КоАП РФ) или уголовной ответственности (ст. 262 УК РФ).
Помощник Ростовского межрайонного
природоохранного прокурора
юрист 3 класса А.П. Ярошенко
Предприятия, имеющие лицензию на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности должны подтвердить лицензионные требования.
С 1 марта 2025 года на портале «Госуслуги» доступна возможность подачи заявления на подтверждение соответствия лицензионным требованиям.
Согласно требованиям Федерального закона от 28.04.2023 № 170-ФЗ «О внесении изменения в статью 19-3 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» первичную процедуру подтверждения нужно пройти организациям, которые получили лицензии до 1 сентября 2024 года.
Срок подтверждения – три года с даты предоставления лицензии или проведения последней плановой лицензионной проверки.
Если организация не подтвердит соответствие лицензионным требованиям, действие лицензии приостановят на срок от трех до пяти месяцев.
Сведения о приостановлении внесут в реестр лицензий.
Возобновить действие лицензии можно после прохождения соответствия лицензионным требованиям со дня, который следует за днем подписания акта оценки, устанавливающей факт устранения лицензиатом выявленных нарушений лицензионных требований.
Условия приостановления и возобновления действия лицензии установили в частях 3.1 и 7.1 статьи 20 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ.
Помощник Ростовского межрайонного
природоохранного прокурора
юрист 3 класса А.П. Ярошенко
С 1 марта 2025 года вступили в силу изменения в правовом регулировании обращения с биологическими отходами, а также эксплуатации и ликвидации скотомогильников.
Согласно новым нормам к биологическим отходам относятся:
- останки животных;
- объекты животного происхождения, являющиеся результатом ветеринарной деятельности;
- ветеринарные конфискаты;
- отходы переработки пищевого и непищевого сырья животного происхождения.
Обращение с данными отходами разрешено организациям и гражданам, информация о которых внесена в Федеральную государственную информационную систему «ВетИС».
Это же требование распространяется на объекты уничтожения биологических отходов.
Важными нововведениями стали:
- полный запрет на уничтожение особо опасных биологических отходов в скотомогильниках;
- запрет на создание новых скотомогильников;
- постепенная ликвидация существующих скотомогильников;
- эксплуатация ранее созданных скотомогильников для уничтожения умеренно опасных отходов разрешена только до 1 января 2030 года;
- после этой даты все скотомогильники должны быть ликвидированы в соответствии с ветеринарными правилами.
Изменения внесены Федеральным законом от 12.12.2023 № 582-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2024 № 871, приказами Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 05.11.2024 № 655, от 07.11.2024 № 669 и от 11.11.2024 № 272, приказом Россельхознадзора от 05.11.2024 № 1419.
Помощник Ростовского межрайонного
природоохранного прокурора
юрист 3 класса А.П. Ярошенко